Гигиеническое нормирование авиационного шума

Гигиеническое нормирование шума разделяется на две ветви: нормы для воздействия вредных факторов на население и нормы для рабочих мест. Этот принцип действует и в отношении шума воздушного транспорта.

 

Гигиенические нормативы воздействия авиационного шума на население

Основными документами, которые устанавливают гигиеническое нормирование воздействия авиационного шума на население, являются СанПиН 1.2.3685-21 и СанПиН 1.2.3684-21.

СанПиН 1.2.3685 содержит основной корпус всех нормативных требований и  сохраняет преемственность принципов гигиенического нормирования шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки:

  • нормативы устанавливаются для проникающего шума (т.е. не для источников внутри помещения)
  • подтверждено различие в нормировании постоянного и непостоянного шума: нормируемые параметры постоянного коммунального шума - уровни звукового давления в октавах 31,5 - 8000 Гц и корректированные по A уровни звука; для непостоянного шума - эквивалентные и максимальные корректированные по А уровни звука;
  • сохранена зависимость гигиенического норматива от времени суток (для палат больниц, жилых помещений, территорий, непосредственно прилегающих к жилым зданиям, гостиницам и общежитиям, СЗЗ)
  • предусмотрены поправки на импульсность и (или) тональность, а также шум инженерного оборудования зданий.

Большим шагом вперед мы считаем то, что впервые в санитарных нормах явно указан период осреднения (период контроля) для эквивалентных уровней: 16 ч для дневного времени и 8 ч для ночного. 

Основные гигиенические нормативы сохранились неизменными. При этом по сравнению с СН 2.2.4/2.1.8.562-96 установлены отдельные нормативы для:

  • музыкальных классов (норматив как для кабинетов врачей)
  • многоцелевых залов (как музыкальные классы)
  • спортивных залов (как фойе театров и концертных залов)
  • границ санитарно-защитных зон (как для территории, непосредственно прилегающей к жилым домам),  за исключением границ СЗЗ, располагающихся на территории других промпредприятий или промзон.

Особенности применения гигиенических нормативов для авиационного шума:

Прежде всего, следует учесть, что авиационный шум является непостоянным; поэтому нормативы для октавных (31,5-8000 Гц) уровней звукового давления здесь не применяются. Если руководствоваться исключительно СанПиН 1.2.3685-21, то можно было бы считать, что санитарные нормы установлены для эквивалентных и максимальных корректированных по А уровней звука.

Однако в пункте 69 СанПиН 1.2.3684-21 сказано: "Уровень авиационного шума не должен превышать ПДУ эквивалентного уровня звука для дневного и ночного времени суток, определенный гигиеническими нормативами для территорий, непосредственно прилегающих к жилой застройке". Органы Роспотребнадзора трактуют это положение таким образом, чтобы не применять для авиационного шума. нормирование максимальных уровней.

Поэтому в настоящее время единственным нормируемым параметров авиационного шума на территории жилой застройки  является эквивалентный корректированный по А уровень звука.

При этом в помещениях жилых и общественных зданий нормируются эквивалентные и максимальные уровни звука (МУК 4.3.3722-21, п.9.1)

Непросто обстоит дело и с периодом контроля. При выходе СанПиН 1.2.3685-21 мы предполагали, что содержащееся в нем положение о том, что "осреднение эквивалентного уровня звука осуществляется для дневного времени суток за 16 часов, для ночного времени суток - за 8 часов", относится ко всем видам коммунального шума. Однако складывающаяся практика показывает, что органы Роспотребнадзора применяют это положение только для шума, создаваемого средствами автомобильного и железнодорожного транспорта на территории, прилегающей к жилой застройке!

Период контроля авиационного коммунального шума фактически установлен методическими указаниями МУК 4.3.3722-21, в которых расчет эквивалентного уровня предписывается проводить для регламентируемого интервала времени, равного 57600 с (16 ч) для дневного времени и 28800 с (8 ч) для ночного времени

Поясним смысл этого положения. Представим себе, что течения дня  (за 16 часов дневного времени) над контрольной точкой пролетело M самолётов, при этом время пролета i-го самолета равно Ti (в секундах), а эквивалентный уровень звука, измеренный за это время: Leqi. Тогда с гигиеническом нормативом следует сопоставлять величину:

 L_{eq,day}=10\cdot\lg\left(\sum_{i=1}^{M}\frac{T_i}{57600}10^{L_{eq_i}/10} \right ) 

 

 

Гигиенические нормативы шума на воздушном транспорте

Общепроизводственные гигиенические нормативы приведены в СанПиН 1.2.3685-21. Помимо этого для транспорта следует учитывать требования санитарных правил СП 2.5.3650-20.

СанПиН 1.2.3685-21 не использует для гигиенического нормирования шума на рабочем месте термин "предельно-допустимый уровень". Вместо этого говорится о "гигиенических нормативах, используемых для оценки воздействия шума на рабочих местах". В качестве таковых приняты те же показатели, что и в действовавших ранее СанПиН 2.2.4.3359-16:

Показатель Гигиенический норматив

Эквивалентный уровень звука (LpAeqT, дБА) за 8ч рабочей смены;

80 дБА
Максимальный уровень звука с временной коррекцией S ("медленно") 110 дБА
Максимальный уровень звука с временной коррекцией I ("импульс") 125 дБА
Пиковый корректированный по C уровень звука 137 дБС

Особенности нормирования шума на воздушном транспорте

Санитарные правила СП 3650-20 вводят дополнительные требования для производственного шума на воздушном транспорте.

Можно выделить ряд важных дополнений к общим требованиям СанПиН 1.2.3685-21

Во-первых, это нормативы по шуму на рабочих местах членов экипажа воздушного судна в полёте, которые приведены в таблице 10  СП 2.5.3650-20:

Уровни звукового давления в октавных полосах частот 31,5 гц - 8000 Гц, дБ Эквивалентный

31,5 Гц

63 Гц

125 Гц

250 Гц

500 Гц

1000 Гц

2000 Гц

4000 Гц

8000 Гц

уровень звука, дБА

107

95

87

82

78

75

73

71

69

80

Как видим, на рабочих местах экипажа воздушного судна сохраняется нормирование уровней звукового давления в октавных полосах частот 31,5 - 8000 Гц!

Ещё одно существенное замечание: в документе не указан период интегрирования эквивалентного уровня звука. Основываясь на контексте можно считать, что гигиенический норматив эквивалентного уровня установлен только для режима полета.

И наконец, особые требования для диспетчеров управления воздушным движением: уровни звука на рабочих местах диспетчеров не должны превышать 50 дБА, что на 30 дБ ниже общей нормы СанПиН 1.2.3685!.