Особенности применения гигиенических нормативов для авиационного шума:
Прежде всего, следует учесть, что авиационный шум является непостоянным; поэтому нормативы для октавных (31,5-8000 Гц) уровней звукового давления здесь не применяются. Если руководствоваться исключительно СанПиН 1.2.3685-21, то можно было бы считать, что санитарные нормы установлены для эквивалентных и максимальных корректированных по А уровней звука.
Однако в пункте 69 СанПиН 1.2.3684-21 сказано: "Уровень авиационного шума не должен превышать ПДУ эквивалентного уровня звука для дневного и ночного времени суток, определенный гигиеническими нормативами для территорий, непосредственно прилегающих к жилой застройке". Органы Роспотребнадзора трактуют это положение таким образом, чтобы не применять для авиационного шума. нормирование максимальных уровней.
Поэтому в настоящее время единственным нормируемым параметров авиационного шума на территории жилой застройки является эквивалентный корректированный по А уровень звука.
При этом в помещениях жилых и общественных зданий нормируются эквивалентные и максимальные уровни звука (МУК 4.3.3722-21, п.9.1)
Непросто обстоит дело и с периодом контроля. При выходе СанПиН 1.2.3685-21 мы предполагали, что содержащееся в нем положение о том, что "осреднение эквивалентного уровня звука осуществляется для дневного времени суток за 16 часов, для ночного времени суток - за 8 часов", относится ко всем видам коммунального шума. Однако складывающаяся практика показывает, что органы Роспотребнадзора применяют это положение только для шума, создаваемого средствами автомобильного и железнодорожного транспорта на территории, прилегающей к жилой застройке!
Период контроля авиационного коммунального шума фактически установлен методическими указаниями МУК 4.3.3722-21, в которых расчет эквивалентного уровня предписывается проводить для регламентируемого интервала времени, равного 57600 с (16 ч) для дневного времени и 28800 с (8 ч) для ночного времени
Поясним смысл этого положения. Представим себе, что течения дня (за 16 часов дневного времени) над контрольной точкой пролетело M самолётов, при этом время пролета i-го самолета равно Ti (в секундах), а эквивалентный уровень звука, измеренный за это время: Leqi. Тогда с гигиеническом нормативом следует сопоставлять величину: